Все началось в 1995 году
Именно тогда была создана первая бесплатная система веб-аналитики. Она формировала отчеты из лог-файлов (журнал сервера, где запротоколированы все действия пользователей на сайте), а также могла представить данные в графическом виде. В 2000-х сайты стали сложнее, и потребовался новый способ для сбора информации со страниц. Этим способом стали javascript теги. JS-код устанавливается на страницах сайта. Когда пользователь загружает страницу, код срабатывает, и вся информация собирается в базе данных.
Отчеты – это еще не анализ
В некоторых случаях веб-аналитика заканчивается лишь выгрузкой отчетов из систем. Это неправильно. И в Google Analytics, и в Яндекс.Метрике можно поставить цели, получить данные об аудитории, увидеть эффективные каналы и другие данные, оформленные в понятные отчеты, но аналитикой это назвать нельзя. Веб-аналитика дает ответы на вопрос и рекомендации по улучшению, в то время как отчеты – это лишь предоставление данных. Кроме того, аналитика делает прогнозы на будущее, исходя из прошлых и настоящих показателей. А вот данные в отчетах – это информация о прошедшем времени. Иными словами, отчеты систем – это одна из важных частей веб-аналитики, но не ее замена.
По-настоящему качественная веб-аналитика не существует по отдельности
Она тесно связана с другими системами: рекламные кабинеты (например, Facebook), учетные системы (например, 1С), CRM, коллтрекинг. Чтобы провести полноценный анализ бизнеса, необходимо учитывать данные из всех этих систем.
Google Analytics или Яндекс.Метрика?
Это два самых популярных сервиса для сбора данных по сайту и статистики. И лучше пользоваться ими вместе. Почему? Все просто: каждый из них предлагает уникальные инструменты, которые помогут получить наиболее полную картину. Например, Яндекс предлагает функцию «Вебвизор», которая визуально оценивает поведение посетителей сайта, а Google позволяет получить отчеты в режиме реального времени.