«Клиент редко покупает то, что бизнес ему продает», – сказал Питер Друкер, один из известных теоретиков менеджмента.
Многие клиенты вкладывают другие смыслы в ваши товары и приходят к покупке с помощью тех каналов, которым вы, возможно, не уделяли внимание. Построение Customer Journey Map как раз-таки поможет понять, что именно вы продаете клиенту, что побуждает его покупать у вас и какие барьеры могут встретиться на его пути.
Customer Journey Map (CJM) дословно переводится с английского как «карта путешествия клиента».
CJM – это схема взаимодействия потребителя с продуктом, сервисом, компанией или брендом через разные каналы в определенные моменты времени (начиная от знакомства и заканчивая покупкой и повторными возвратами).
Идеальный вариант взаимодействия с пользователем будет следующим:Однако шансы на такое развитие сценария малы. Чаще всего пользователи нелинейны в своих действиях. На пути к покупке им будут встречаться различные барьеры и препятствия в виде собственных предубеждений, а также советов друзей, родственников, лидеров мнений, а также что-то может случиться в их жизни, что переключит их фокус внимания.
Могут отвлекать и внешние факторы, начиная от рабочих проблем и домашних дел, заканчивая общественными явлениями и событиями. Именно поэтому составление Customer Journey Map неразрывно связано с анализом целевой аудитории и составлением портретов типичных представителей этой аудитории (метод персонажей).
Создавать карту пути пользователя можно на любом этапе работы с брендом:
Перед началом работы лучше собрать как можно больше специалистов, которые взаимодействуют с аудиторией или принимают участие хотя бы в одном из этапов пути пользователя.
Customer Journey Map – это микс из аналитических данных и, своего рода, творчества. Ведь при создании карты мы представляем себе портрет типичного представителя своей аудитории и пытаемся смоделировать его действия и решения.
Сам процесс создания карты можно разделить на несколько этапов.
Пропишите цели, которые вы хотите достичь в результате создания карты. Также при проектировании не забывайте о бизнес-целях, маркетинговых и коммуникационных.
Соберите всю информацию о ваших существующих клиентах. В идеале, если вам помогут сотрудники отделов, которые непосредственно общаются с покупателями. Возможно, некоторые инсайты можно найти и в службе поддержки клиентов. Именно туда пользователи обращаются при возникновении проблем и именно там есть вероятность узнать об основных болях, барьерах и негативных моментах при взаимодействии с вашим продуктом или сервисом компании.
Также помогут данные исследований рынка, информация из собственных систем аналитики, опросы клиентов, отзывы на сайтах и в социальных сетях.
Отличным дополнением будет изучение всей базы отзывов ваших клиентов о взаимодействии с вашим бизнесом. Безусловно, в первую очередь внимание нужно уделять анализу негативных и нейтральных отзывов.
Когда об аудитории собрано достаточное количество информации, можно продумать персону – собирательный образ вашего потребителя. Важно создать реальный человеческий образ (мысли, чувства, страхи, мотивация, возникающие вопросы, барьеры и так далее). Может получиться так, что у вас несколько разных сегментов целевой аудитории. В таком случае для каждой персоны нужно создать отдельную карту.
На данном этапе будет интересно разложить все семантическое ядро, с которым работает ваш проект в интернете, по этой схеме, то есть присвоить каждому поисковому запросу ярлык сравнения, поиска информации и т.д.
Каждому из этапов взаимодействия с брендом соответствуют различные каналы. Например, при пассивном потреблении информации это может быть видеореклама или контент-маркетинг, при поиске решения – посещение Яндекс.Маркета и YouTube, но уже в особом формате, который промотирует контент в ответ на поисковый запрос пользователя, при покупке – сайт собственного интернет-магазина, а при использовании продукта – SMM (например, публикации с отзывами и отметками бренда).
Здесь нужно представить, какие чувства клиент испытывает на каждом этапе, что он думает и какие впечатления у него остаются на каждом конкретном шаге.
Необходимо определить, какие проблемы мешают пользователю двигаться к следующим этапам. Это могут быть как внутренние установки, так и проблемы с вашей стороны. Например, неудобная форма регистрации на сайте, долгие ответы службы поддержки и так далее.
Для каждого из барьеров необходимо продумать решение. Например, переделать форму регистрации на сайте, добавить виджет для онлайн-консультаций, открыть новые пункты выдачи товаров.
Как только вся информация собрана, то можно приступать к визуальному оформлению.
Карту и рекомендации, которые вы написали для устранения барьеров и проблем, желательно распространить среди всех, кто участвует в работе с пользователями. Определите время внедрения изменений, а затем отследите их эффект.
Яркие графики – это вовсе не обязательное требование при составлении CJM. Вы можете представить ее в виде таблицы в Google или Excel.
Если хочется визуализировать путь клиента и разработать схемы в фирменном стиле компании, то тут не обойтись без дизайнеров и специальных программ (Illustrator, CorelDraw, Figma и так далее).
Для тех случаев, когда хочется составить красивую и наглядную карту, а навыков рисования нет, пригодятся специальные онлайн-сервисы. Они бывают как платные, так и бесплатные.
Touchpoint Dashboard (у них есть возможность заказать пробную версию).
Miro (в бесплатной версии можно создавать и редактировать до трех карт).
Также есть отличная альтернатива Miro в виде https://app.diagrams.net/, которую можно использовать как надстройку при работе с почтой в домене @gmail.com
UXPressia (в бесплатном тарифе можно создать один проект). Плюс этого сервиса – в наличии шаблонов под многие отрасли бизнеса.