Я помню свое впечатление от нашего разговора: мы создали классный сервис, который теперь надо должным образом продавать. Наши предыдущие попытки взять продавца в штат заканчивались плачевно: «вроде бы продает и даже окупает себя … иногда». Попыток было немного, но их хватило, чтобы разочаровать моих партнеров в самом понятии «продажи» и в том, что они могут быть полезны на нашем рынке. Но за год нам удалось построить отдел, эффективность которого превзошла наши ожидания.
Для начала мы поставили перед собой цель не просто взять в штат эффективного продавца, а выстроить систему продаж, способную генерировать поток качественных лидов.
Я начала изучать всю имеющуюся литературу про продажи, ходить на курсы, семинары и мастер-классы. И выявила несколько правил, которые профессионалы считают основой для построения качественного отдела продаж, но которые не были учтены в нашем предыдущем опыте.
Перед тем, как запустить новую систему продаж в работу, я решила проверить: может ли она не только конвертировать холодные лиды в заинтересованные, но и создавать долгосрочные отношения с клиентами. Мне казалось, это важно, чтобы руководитель отдела продаж знал весь процесс от первого звонка, отработки возражений до подписания договора и запуска клиента. Я до сих пор помню скептицизм моих партнеров, которые говорили, что наш продукт «в холодную» не продается.
Тест выглядел достаточно просто: я подобрала около 70 компаний, которые, с моей точки зрения, нуждались в performance-продвижении. Из них нужно было назначить 10 встреч и принести два договора – именно такая конверсия считалась успешной. После четырех проведенных встреч было три заключенных договора - стало понятно, что наши цели реалистичны и можно приступать к строительству отдела продаж.
Мы выделили бюджет на зарплаты, который были готовы потратить на первый Отдел продаж, и начали собеседовать претендентов. Стало понятно, что на выделенные средства мы можем пригласить либо одного специалиста с опытом работы продавцом в нашей сфере, либо трех специалистов с опытом в продажах интернет-рекламы, но не перформанса. Помня о том, что продавцов должно быть несколько, мы выбрали трех.
До сих пор в отделе продаж используются разные «стратегии успеха». И в этом есть определенный плюс: если один из продавцов долго не может закрыть сделку, ее передают другому продавцу с иной тактикой ведения переговоров. Так шанс на успех возрастает.
Несмотря на то, что у каждого отобранного нами менеджера по продажам была своя сильная сторона, всех их объединяло одно принципиально важное для нас качество - вовлеченность. Дополнительное преимущество перед другими кандидатами имели те, кто говорил: «Мне важно продавать качественный продукт, который действительно помогает клиентам», «Я не хочу продавать воздух и красивую презентации». Когда мы слышали такие реплики, то понимали: это наш человек, у нас общие цели.
Мы установили ежемесячный план в виде денежных сумм, которые должны поступить на расчетный счет компании к концу месяца – минимум 250 тыс рублей. При этом мы вели достаточно строгую отчетность по количеству проведенных встреч и сделанных предложений (10 – 15 в месяц), чтобы отлеживать всю воронку продаж.
После подбора команды мы начали ее обучение: я подготовила чек-листы обхода секретарей и первого телефонного разговора с клиентом, а group-head`ы агентства провели цикл лекций о продуктах. Схема, которую мы использовали и продолжаем использовать при продаже:
Звонок – Первая встреча: презентация, снятие потребности – Подготовка Коммерческого Предложения (КП) – Вторая встреча:защита КП и отработка возражений – Согласование договора – Оплаченный счет.
На первой встрече мы не разрешаем продавать. Мы встречаемся для того, чтобы понять, как агентство может помочь решить задачи клиента.
В первое время наши новобранцы показывали не самые лучшие результаты. Но как только один привел первого заинтересованного клиента, на следующий день количество исходящих звонков от двух других увеличилась вдвое, и в течение недели они привели несколько заинтересованных лидов. Аналогичная ситуация была и с закрытием сделки: у всех троих уже было по несколько договоров на согласовании, но клиенты по не понятным причинам оттягивали подписание. Как только у одного из продавцов появился подписанный договор, двое других оперативно согласовали договора и выставили счета. Идея о том, что в отделе должно быть несколько продавцов, объяснялась созданием здоровой конкуренции.
Продажи отлично показали себя с точки зрения привода новых заинтересованных в услугах агентства клиентов, но возникла новая проблема: взаимодействие продаж и производства. Тут надо пояснить, что наше агентство работает по кураторской схеме. У нас несколько групп, которые возглавляются Кураторами. Они по факту являются начальниками мини-агентств внутри нашего и получают существенный процент от прибыли тех проектов, которые ведут. С одной стороны, такая абсолютно бирюзовая схема – делай, что хочешь, только пусть клиент будет доволен и проект не убыточен. Но, с другой, это создало большую проблему при масштабировании. Продавцы столкнулись с тем, что в агентстве отсутствует одинаковый сервис - медиаплан по контексту одной группы мог существенно отличаться от медиаплана по контексту другой группы.
Решением этой проблемы стало небольшое изменение структуры агентства: мы ввели директоров по продукту (директор по контекстной рекламе, по таргетированной рекламе, программатику, SMM и т.д.), которые внедрили стандарты аккаунтинга и производства внутри своих направлений в MediaNation.
Свобода действий при подборе проектной группы и выборе инструментов, эффективных для клиента, осталась, но появилась уверенность в том, что наш продукт универсален внутри агентства и продавцы знают, что мы продаем на каждом этапе – от создания медиапланов, четкого action plane запуска до итоговой внутренней проверки качества продукта в запущенных рекламных кампаниях.
Вторая проблема, с которой мы столкнулись, – это напряжение в отношениях продавцов и аккаунтов. Мы ввели еженедельные собрания, на которых обсуждали сложные ситуации и причины, которые к ним привели.
Командная работа - мы вкладываем много усилий в поддержание командного настроя, чтобы продажи и аккаунтинг не чувствовали себя врагами, а понимали, что они в одной лодке и от их слаженной работы зависит общий результат. В частности, это корпоративы, стимулирование общего досуга, совместного обучение и т.д.