Позвоните нам +7 495 215 10 97
logo
Большой Ух социальных сетей

Большой Ух социальных сетей

3 276

То, что мы давно подозревали, подтвердилось. Недавно специалист по кибербезопасности компании Asterix Питер Хенвей высказался о возможной прослушке разговоров мобильными приложениями. Цель таких прослушек – сбор рекламными площадками данных для таргетинга. Приложения записывают и обрабатывают разговоры пользователей, когда те произносят слова-триггеры, например, «купить», «забронировать» и т.д.

После появления этой новости многие бросились проверять подозрения. Так, журналист издания Vice в течение пяти дней произносил потенциальные слова-триггеры («дешевые рубашки» и «учеба») в своих телефонных разговорах. По его словам, эксперимент удался: в ленте новостей стали появляться объявления, рекламирующие учебные заведения и недорогую одежду.

Мы тоже решили проверить, действует ли такой механизм прослушки в России.

Соцсети, разумеется, не сообщают, что в таргетинге по интересам учитывают телефонные разговоры. Официально для фокусировки рекламы на целевую аудиторию используются данные о подписках, анкетные данные и поведение пользователя в сети.

Свой эксперимент мы начали с выяснения, какие приложения имеют доступ к “Микрофону”. Узнать это можно в «Настройках», в разделе «Разрешения». А также посмотреть в GooglePlay, но только не в его мобильной версии. В ней почему-то вся эта информация скрыта.


Кстати, можно легко отозвать разрешение на использование “Микрофона”, переключив тумблер. Но кто помнит, что он вообще включен...

В итоге получился следующий список приложений, имеющих доступ к микрофону: Instagram, WhatsApp, Messenger, Facebook, Youtube, ВКонтакте, веб-браузер телефона, Яндекс. Вероятно, ваш список будет отличаться – здесь мы перечисляем приложения смартфона, который принимал участие в тесте. Приложения заявляют, что разрешение необходимо для функций голосового вызова. Но только ли для этого?

Далее в течение часа в разговорах по мобильному телефону затрагивалась тема отпуска: как лучше отправиться отдыхать в Турцию – самостоятельно, купив билет и забронировав отель, или через туристическое агентство (“купить билет в Турцию”, “забронировать отель в Турции”).

Первым на слова-триггеры откликнулся Instagram – буквально сразу в stories появилась реклама Aviasales с билетами в Турцию. Если бы мы не ожидали такого эффекта, то реклама, читающая наши мысли, изрядно удивила бы нас. Также, в ленте начала появляться реклама конкурирующего с Турцией направления – Кипра.

Помня, что Instagram принадлежит Facebook Inc, и соцсети корпорации обмениваются между собой данными, мы стали внимательнее изучать ленту новостей Facebook. И не ошиблись – нам начала демонстрироваться реклама авиабилетов Momondo.

Подозрения, которые высказывали наши западные коллеги, вроде бы подтверждались. Но мы все еще сомневались в возможности таргетинга по телефонным разговорам – нам казалось, что наш эксперимент был недостаточно «чистым»: реклама отелей и авиабилетов, пусть и по конкретным, но очень популярным направлениям, – это естественно для периода отпусков. Несмотря на то, что эта реклама демонстрировалась нам только в день телефонных разговоров на тему-триггер, мы не стали принимать всерьез результаты нашего первого эксперимента.

Теперь мы решили усложнить задачу соцсетям и в течение двух дней в разговорах по мобильному телефону затрагивали более узкие темы:

  • открытие цветочного магазина («хочу свой цветочный магазин», «хочу открыть цветочный магазин»),
  • желание научиться шить («научиться шить», «сшить платье»)

И эта часть эксперимента развеяла наши сомнения. В stories Instagram появилось несколько рекламных объявлений на тему открытия собственного цветочного магазина и создания коллекции одежды.

Мы заметили, что соцсети помимо прочего оценивают степень нашей заинтересованности. Например, в первой части эксперимента, когда разговор со словами-триггерами длился всего час, реклама демонстрировалась в stories и ленте Facebook всего однажды. Но когда мы упоминали слова-триггеры в течение двух дней, реклама преследовала нас около недели.

В обоих экспериментах никак себя не проявили ВКонтакте, Youtube, Яндекс, Chrome, которые имеют доступ к микрофону мобильного устройства, а также Messenger, который, как и Instagram, принадлежит Facebook Inc.

Резюмируя, скажем, что Facebook и Instagram пока единственные, кто ловит горячую тему телефонных разговоров и транслируют релевантную рекламу. Если ваши товары относятся к категории импульсивных покупок, то реклама в этих соцсетях может стать очень эффективным каналом продвижения.

Материалы по теме
Большой Ух социальных сетей
Запуск IGTV. Тестируем новую соцсеть
То, что мы давно подозревали, подтвердилось. Приложения соцсетей используют наши телефонные разговоры для таргетинга.