Быть руководителем крупной проектной работы или даже просто принимать участие в подобных проектах очень сложно. Какими бы опытными и подготовленными не были участники данного проекта, сделать так, чтобы все работали одинаково продуктивно, под силу далеко не всем. Проблем может добавить и сам проект, со своими целями и задачами, строгими дедлайнами, добавлениями новых условий и требований. Чтобы научиться спокойно работать с такими сложными проектами, нужно сперва научиться определенной гибкости. К каждому отдельному проекту нужен свой подход.
Одной из наиболее известных гибких систем по управлению проектами является методология Agile. Несмотря на то, что основополагающий документ методики вышел более 20 лет назад, далеко не все средние и крупные компании успели ее опробовать на деле. Существует достаточно литературы и других материалов про особенности внедрения методики Agile. Но некоторые принципы этой методики требуют дополнительного пояснения.
Если перевести название методики на русский язык, то окажется, что это прилагательное. Дословный перевод – «шустрый» или «маневренный». Отсюда и смысл методики. Она предполагает оперативную смену своего движения без потери скорости или эффективности. На основе этого манифеста, который был разработан трудами различных практиков в течение многих лет, появились другие известные подходы. Это тот же Scrum, Feature Driven Development, eXtreme Programming. Все перечисленные подходы были сформулированы авторами манифеста Agile.
Речь в данном случае идет не о строгом своде правил или установленной методологии. Скорее это группа или семейство различных эффективных подходов, позволяющих воплотить идеи и ценности Agile в реальности. Основные идеи этой системы зародились в среде программистов, когда стало ясно, что старые методы ведения рабочего процессе уже не актуальны или обладают низкой эффективностью. Вместо традиционных правил, не соответствующих духу времени, были выведены базовые идеи Agile:
Первые попытки придумать оптимальную систему управления проектами появились с первыми серьезными разработками ПО. Это 70-е годы прошлого века. Автором первого подобного документа под названием «Управление развитием крупных программных систем» является американский ученый Уинстон Ройс. Суть документа в том, что разработка ПО не может иметь строго регулируемые правила, как это есть на том же автомобильном производстве.
В частности, принцип очередности этапов при разработке ПО может быть заменен фазовым подходом. При таком подходе сначала собираются основные требования проекта, далее идет создание архитектуры, дизайна, запись кода и прочее.
В 90-х годах, на основе указанного документа, стали активно появляться различные гибкие методы разработки ПО. Это метод разработки приложений RAD, платформа Scrum, методология Crystal Clear. Все эти методы разработки ПО стали называться гибкими. В 2001 году группа разработчиков по итогу обсуждения вывела и опубликовала «Манифест о гибкой разработке программного обеспечения Agile».
Установленные идеи методологии Agile стали отправной точкой для разработки основных принципов этой системы. Всего есть 12 базовых принципов:
Для воплощения такого подхода в жизнь, необходимо разбить или декомпозировать продукт на несколько отдельных ценных элементов. Список таких элементов, по факту, будет являться листом пожеланий к функциональности готового продукта.
Основные отличия Agile от Scrum
Методика Скрам, чей термин переводится, как «схватка», направлена на то, чтобы создавать, поставлять и поддерживать наиболее сложные продукты. Методика представляет собой лишь основу для процесса, которая может быть дополнена или изменена разными эффективными практиками. Данный фреймоворк является компактным, но в то же время масштабируемым и адаптируемым. В отличие от методики Agile, которая заточена на эффективную реализацию проектов. Скрам применяется для создания продуктов. Тут и кроется главное отличие.
Во-первых, проекты всегда имеют понятный и установленный жизненный цикл, тогда как продукты не имеют конечного срока, и могут поддерживаться десятки лет. Проекты — это больше про соблюдение сроков, работа в рамках установленного бюджета и содержания. При создании продукта, главной целью является поставка ценности клиенту и потенциальная финансовая выгода. Скрам лучше всего показывает себя тогда, когда нужно создать продукт. Тут есть следующие факторы:
Сам продукт создается, как и при методике Agile, отдельными итерациями, но тут они называются спринтами. Сами спринты длятся до четырех недель, но это время превышать нельзя. В рамках одного спринта нужно определить объемы работы, ежедневно встречаться с другими членами команды для подведения планов и корректировки работы, далее демонстрируются полученные результаты. Эти спринты обсуждаются для понимания дальнейших действий. Кроме владельца продукта и команды, важную роль в процессе имеет так называемый скрам-мастер. Это координатор процесса, наставник, ментор.
Чаще всего подобную методику используют различные IT-компании, так как гибкий подход хорошо себя проявляет при разработке программного продукта. Характерным примером компании, которая успешно применила методику, но не относится к IT-технологиям, является «Северсталь». Разработка новой упаковочной ленты, стальной черепицы, марок стали выполнялась Agile-командами. В процессе вовлечены сотрудники производства, сотрудники поддержки, специалист по продажам и маркетолог.
Продукт традиционно создается итерациями, а параллельно с этим выполняются различные эксперименты с прототипами, изучение рынка, контакт с клиентами и прочее. Активное масштабирование продукта выполняется только тогда, когда будет очевидно, что продукт соответствует заявленным требованиям.
Под инструментами нужно в первую очередь понимать не различные социальные технологии, такие как встречи команды, активная коммуникация и прочее, но и предметы визуализации. В процессе проведения различных встреч, переговоров, мозговых штурмов и других подобных мероприятий, нужно умело использовать доски со стикерами. При помощи такой канбан-доски можно быстро организовать рабочий процесс и распределить задачи между сотрудниками без участия координатора или менеджера.
Кроме визуализации рабочих задач, можно сделать доски с разными метриками, которые позволят понимать, на каком этапе находится компания и насколько сильно они продвинулись по своей задаче. Это хороший мотиватор. Несмотря на то, что в данный момент существует множество информационных средств и сервисов, они имеют меньший практический эффект, чем традиционные доски со стикерами. Лучше начинать работу с физическими инструментам, и постепенно переходить к информационным технологиям, таким, как групповые чаты в мессенджерах, почта и прочее.
Однозначным плюсом такого подхода является возможность создания качественного продукта без четких правил и условий. Гибкие подходы лучше всего проявляют себя именно при неопределенности. Исследования в этой области демонстрируют тот факт, что методика Agile сильно увеличивает эффективность разработок продукта без строгих рамок.
Но так как в рамках гибкой системы много времени приходится тратить на тестирование и переработку, иногда можно обнаружить, что компания делала совсем не то, что нужно. Это и временные и денежные потери. Застраховаться от подобных издержек или минимизировать их негативное воздействие почти невозможно. Еще недостатком подобной методики является то, что сотрудникам нужно обеспечить все условия для качественного общения между собой. Удаленная работа может практиковаться, но лучше всего нанимать просторный офис с комнатой для переговоров.
Перед тем, как внедрять новую систему управления, нужно выполнить определенную подготовку. Коллектив нужно адаптировать к новым для них условиям. Чтобы методика гибкого подхода действовала, необходимо создать условия, чтобы заказчик работал сообща с менеджером и членами команды. Постоянная коммуникация очень важна. Следует создать условия для визуального контроля прогресса, а именно установка досок с цветными карточками, где нужно помечать список задач, степень готовности проекта и прочее.
Сам проект нужно поделить на отдельные циклы. Менеджер проекта не должен раздавать задачи сотрудникам – от него требуется только контролировать процесс исполнения условий сотрудничества. Сам продукт важно постоянно корректировать.
Понять, готова ли команда к Agile, можно по следующим признакам:
Для внедрения Agile нужно понять, кто и зачем будет использовать готовый продукт. Для этого анализируется целевая аудитория. Тогда станет понятной идея проекта, распределение ресурсов и расстановка временных дедлайнов. Проект поделится на несколько этапов.
После сбора команды и распределения задач между ними, можно подобрать методики создания отчетов и анализа полученных результатов. На первых этапах нужно будет обучать сотрудников новым для них принципам. Тест-драйв на первых этапах лучше проводить вместе со специалистом. Ключевым этапом внедрения методики является запуск спринтов, после окончания которых нужно делать оценку проделанной работы и корректировать свои дальнейшие действия. Результатом всего проекта считается выпуск конечного продукта.
Изучив теоретический материал, можно быть подкованным во всех нюансах гибкой системы Agile, знать все принципы и ценности. Но более важно уметь внедрить новые методики для уже устоявшегося коллектива. Это вызов не только для самих сотрудников, но и для руководителя. Даже внедрение Agile не будет являться стопроцентной гарантией успеха. Но на его основе можно найти правильный путь компании, постепенно перейдя на более подходящую для нее гибкую методику.
Популярность Agile и других методов управления на ее основе связана со стремительным развитием цифровизации и различных информационных технологий. Неопределенность многих сфер и отраслей заставляет пересматривать привычные подходы к менеджменту компаний. В тренде сейчас универсальность, адаптируемость и возможность быстро перестроиться под текущие условия. Гибкая методология может стать ключом к успеху компании.