Кризис, который настиг нас сейчас, для многих оказался неожиданным, и принимать решения надо практически мгновенно. Решения, касающиеся затрат и расходов — одни из самых легких. Однако только уменьшение расходов, «затягивание ремней» может привести к негативным стратегическим последствиям и тактическим потерям.
Резать, конечно, надо, но не все, а только непродуктивные, неэффективные, нерациональные затраты. Коротенько перечислим то, что обычно попадает под косу секвестрирования: расходы на командировки, корпоративы, ДМС, премии…
Другое дело структурные преобразования, которые включают в себя пересмотр продуктового предложения, коренной перестройки бизнес-модели, включая изменение производственных процессов.
И тут на помощь приходят конкурентные стратегии Портера, среди которых есть такая актуальная сегодня, как «лидерство по затратам».
В чем ее суть?
В цепочке своей деятельности вы находите те аспекты, которые делают стоимость ваших товаров/услуг высокой, и исключаете их. У всего, что остается, пытаетесь минимизировать стоимость, например, за счет автоматизации, аутсорсинга и т.п. Разрабатываете такой план действий, при котором любое ваше телодвижение оказывается рентабельным. И все это должно легко масштабироваться. Это позволяет установить самую низкую цену в сегменте и привлекать всех чувствительных к цене потребителей (при этом зарабатывать на уровне всех остальных игроков). Разумеется, на выходе получается новый продукт, создание которого обеспечивается новыми бизнес-процессами.
Например, появление диффузных брендов у люксовых марок является ответом на такой тип покупательского поведения: Alexander McQueen (1) - MQ (2), Calvin Klein (1) - Ck Jeans (3), Gianni Versace (1) - Versus (2)… список очень длинный. На чем фешн бренды экономят? На производстве в другой стране, а также дизайнерской работе не креативного директора марки, а дизайнеров попроще.
Друзья, мы продолжаем освещение темы маркетинга во время рецессии в нашем Телеграм-канале. Ждем вас там!