Технологические гиганты завершили сделку: Дзен и Новости перешли VK, а Delivery Club — Яндексу. Делимся размышлениями на эту тему.
В начале 2022 года доступный в России рекламный инвентарь существенно сократился. Чего стоит один уход Google, Facebook, Instagram и YouTube. При этом сервисы до сих пор доступны, ими активно пользуется аудитория. А вот запускать рекламу в них мы не можем.
Это гораздо хуже, нежели сервисы вообще перестали работать. Если бы они закрылись, пользователи перешли в доступные для рекламы площадки. А так мы теряем довольно много аудитории, которую не можем охватить рекламой.
Да, есть незначительное сокращение аудитории из-за необходимости включать VPN в определенных соцсетях, но оно несущественное. Поэтому сейчас мы наблюдаем частичный обмен рекламным инвентарем двух гигантов. Безусловно, такой обмен скажется на распределении бюджетов, но ничего принципиального не произойдет. Яндекс усиливает позиции в сфере транзакционных сервисов и отказывается от информационно-новостных ресурсов, а VK Group (предлагаю называть их не VK Group, а Газпром, так как контрольным пакетом владеет «Согаз», которым владеет «Газпром») усиливает позиции на контентных сервисах.
Пока мы двигаемся по пути разделения сфер влияния между корпорациями в России. Сейчас мы видим усиление долей рынка Яндекса и Газпрома (VK), каждый из которых концентрируется на получении максимальной доли рынка в своих областях деятельности. В ходе сделки к Яндексу переходит Delivery Club, что сделает его существенно сильнее.
Сделка почти никак не затрагивает контекстную рекламу. Яндекс теряет незначительную часть своего инвентаря, который, вероятнее всего, доставлял больше сложностей, и получает Delivery Club, который его усиливает. С точки зрения бизнеса, Яндекс и Газпром совершили шаги, которые сделали их сильнее. Ведь зачем конкурировать, если можно перетасовать карты так, чтобы у каждого на руках был предпочтительный для каждой из сторон расклад?
На рынке существенная нехватка инвентаря. В первую очередь, она ощущается из-за блокировки запуска рекламы на YouTube и невозможности запускать рекламу мобильных приложений через Google Ads, Apple Search Ads и Facebook.
Что касается процесса маркировки, то инициатива, на мой взгляд, очень позитивная. Она сделает рынок более прозрачным и открытым. Заставит сегмент блогеров постепенно обелиться и, если не сократит, то усложнит жизнь мошенникам, которые запускали недобросовестную и недостоверную рекламу. Яндексу и VK нужно максимально быстро подстроиться под механизмы маркировки, что они уже успешно делают, так как оба являются кандидатами в ОРД. Существенно на их бизнес маркировка не повлияет, только добавит работы по подготовке отчетности.
Хотите получать статьи и новости в удобном формате? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал.