Зная только общую информацию, «подружиться» с потенциальной целевой аудиторией практические невозможно. И хотя любой анализ начинается с демографического профиля, данных о возрасте, гендере и местоположении будет мало. Сами пользователи вряд ли сами расскажут о своих интересах, поэтому без инструментов здесь не обойтись. В этой статье мы расскажем о нескольких способах, которые помогут лучше изучить свою аудиторию.
Один из очевидных инструментов для скрининга интересов. Позволяет проанализировать демографию (возраст, пол) посетителей сайта, а также информацию о том, какими сайтами они интересуются и какие покупки они делают в Интернете. В демографических отчетах и отчетах по категориям интересов данные об источниках трафика, действиях и конверсиях можно разбить по возрастным категориям, гендерным, по интересам. Всего будет доступно семь стандартных отчетов. Также стоит обратить внимание на отчет «География» / «Местоположение» и отчет по мобильным устройствам.
Зная, какие интересы актуальны для посетителей сайта, можно создать подходящий креатив и запустить тестовые рекламные кампании.
Помимо анализа посетителей собственного сайта, информацию о потенциальных потребителях можно получить из целевых СМИ, тематических групп и страниц в соцсетях. Также можно проанализировать аудиторию конкурентов и лидеров мнений в отдельном сегменте.
Основная задача при составлении портрета – собрать как можно больше демографических и поведенческих данных о потенциальных покупателях. Начинается все с основных параметров: пол, возраст, география, семейное положение, образование, род деятельности, уровень дохода. Но это все достаточно общая информация, поэтому ищем следующие критерии для поиска и сегментации аудитории:Доскональное знание и понимание интересов аудитории может принести отличные результаты. Например, даже такая деталь, как увлеченность пользователей бизнес-изданиями Forbes, Business Insider, The Economist, Harward Business Review, помогла увеличить установки приложения. Подробнее можно прочитать в нашем кейсе «Как мы продвигали приложение для бизнесменов в Сингапуре».
Но как собрать и обобщить характеристики аудитории? Есть несколько вариантов.
Этот инструмент предоставляет видеозаписи действий посетителей, отслеживает источники трафика и может определить интересы аудитории.
В разделе «Аудитории» доступны демографические данные, лояльность, география, активность, а также долгосрочные интересы, в которых 19 категорий. В каждой из них несколько подпунктов.
Также Метрика показывает, с каких устройств пользователи заходят на сайт, как формулируют запросы, из каких источников приходит та аудитория, которая совершает целевое действие.
Один из самых старейших инструментов веб-аналитики. Установленный счетчик собирает информацию о пользователях, которые были на сайте или выполнили целевые действия. В статистике показывается как основная информация (демография, география, ОС, браузер), так и интересы. Все они совпадают с разделом «Интересы» в MyTarget.
Все три инструмента аналитики считаются «классическими» и в какой-то степени дополняют друг друга. Так, например, в Top.mail есть разделение аудитории по психотипам, чего нет в других системах.
Максимально оградить себя от технической работы помогут различные парсеры. Они подойдут в том случае, если есть группа ВКонтакте, а также предположительные группы-конкуренты. Например, в ЦереброТаргет есть возможность запустить анализ аудитории на предмет того, в каких еще сообществах состоят пользователи помимо исходного. Это даст информацию о том, чем интересуются наши подписчики. Возможно, большая часть наших подписчиков состоит в одних и тех же группах и это можно использовать для запуска рекламы. Например, окажется, что наши подписчики также состоят в группах конкретных книг, фильмов, изданий, ресторанов, интересуются одной и той же спортивной командой и так далее. Эта информация позволит более точно определить целевую аудиторию и подготовить уникальный рекламный посыл, который может оказаться более целевым, чем тот, который был бы направлен на широкую целевую аудиторию.
Как еще узнать интересы аудитории? Проанализировать содержимое постов на личных страницах. Не все указывают свои интересы в разделе личной информации, но многие делают записи или репосты того, что их интересует, у себя на стене. В TargetHunter (как и в ЦереброТаргет) есть функция поиска пользователей, на страницах которых размещены посты с ключевыми словами.
В центре схемы располагается товар/услуга. Затем вокруг выписываются свойства. На следующем этапе вокруг каждого свойства нужно написать проблемы, которые оно способно решить. От этого идет ответвление с целевой аудиторией, предположительно имеющую данную проблему. В целом схема выглядит следующим образом:
Схема здесь нелинейная, то есть одна проблема может быть у нескольких аудиторий, определенное свойство товара может решать несколько проблем и т.д. Законченная Mind Map будет отражать сегменты целевой аудитории, преимущества товара, важные для каждого из них, а также идеи для персонализированных рекламных кампаний. Карту можно построить также и линейным образом. Первым будет идти свойство товара, далее – возможная целевая аудитория, затем – важные свойства товара и проблемы, которые они решат. Выглядеть это будет так:
Mind Map можно составлять как на большом бумажном листе, так и с помощью приложений. Цифровые версии карты будут удобнее для коллективной работы: к ним легче получить доступ каждому сотруднику (в отличии от одного экземпляра бумажной версии), проще внести изменения и организовать удаленную работу. Можно совместить обе версии, разработав черновик на бумаге во время собрания и мозгового штурма, а затем перенести карту уже в цифровой вариант и дорабатывать ее там.
Изучение интересов аудитории – основа для успешного продвижения продукта. Это достаточно кропотливая работа, но делать ее нужно (и как можно тщательнее). Ведь в конечном итоге именно от этого будет зависеть успех рекламной кампании. В статье мы привели лишь несколько примеров анализа целевой аудитории. На самом деле, инструментов гораздо больше, и для каждого случая обязательно найдется подходящий вариант.